Опираясь на труды И. И. Лепехина, П. С. Палласа, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова и на опытные работы «аптекарского огорода» в Петербурге, профессор П. М. Амбодик-Максимович издал в 1783-1788 годах капитальный четырехтомный труд «Врачебное веществословие, или описание целительных растений, в пищу и лекарства употребляемых». В нем была помещена характеристика и цветные рисунки многих важнейших лекарственных растений. Этот труд не потерял своего исторического значения, а некоторые рекомендации по приготовлению лечебных блюд из пищевых растений могут успешно использоваться и в наше время.

Интерес к сибирским академическим экспедициям XVIII века и лекарственным растениям был так велик, что их результаты изучали не только ученые-медики, ботаники, но и великие русские писатели XIX века. Так, А. С. Пушкин внимательно проанализировал труд С. П. Крашенинникова о Камчатке, Н. В. Гоголь перевел с латинского языка на русский отчет о путешествии П. С. Палласа и составил по нему конспект, а также собрал интереснейшие сведения о применяемых в разных губерниях России лекарственных растениях. А. С. Грибоедов, отметив, что Россия ввозит аптекарских товаров на 2 миллиона рублей, разработал проект разведения лекарственных трав, винограда, маслин, разных фруктовых деревьев на Кавказе, что, по его мнению, могло привести к отмене импорта этих товаров.

Записка А. С. Грибоедова об учреждении Российской Закавказской компании, написанная совместно с П. Д. Завелейским, представленная И. Ф. Паскевичу, вызвала только удивление и возмущение чиновников-крепостников, ставленников Николая I. Авторы записки предполагали, что в итоге проведения всех мероприятий на отводимых Компании землях можно будет получать ежегодно различного растительного сырья (в том числе лекарственного) на 29 миллионов рублей. А «правильное разделение работ займет каждого по способностям, и в общем движении... край... возродится для новой, неведомой ему доселе, жизни».

Конечно, такие предложения шли в разрез с действиями главной администрации крепостнической Российской империи. Россия продолжала ввозить лекарства из-за границы и вывозить (продавая по дешевке) лекарственное сырье. А записка А. С. Грибоедова была положена под сукно и пролежала в архиве до первой (сокращенной) публикации в «Русском вестнике» - 63 года. Полный текст этого прозорливого и до сих пор недостаточно оцененного агрономического и экономического документа был опубликован только в 1951 году в «Историческом архиве».

В первой половине XIX века под влиянием господствующего при царском дворе духа неметчины было прекращено разведение лекарственных растений в аптекарских огородах, упразднена государственная заготовка лекарственного сырья внутри страны, но зато усилился ввоз лекарств из-за границы. Появившиеся с развитием капитализма в России частновладельческие торговые фирмы и аптеки не использовали лекарственные ресурсы страны. Даже русскую фармакопею Медицинский совет заменил немецкой. Не отсюда ли пошло ставшее почти традиционным у онеметчившейся аристократии и интеллигенции XIX века утверждение, что иноземные лекарства действуют лучше русских, хотя эти лекарства изготовляли из русского сырья, как это было с солодкой, валерианой, кровохлебкой, адонисом и многими другими растениями?

В первой половине XIX века было прекращено разведение лекарственных растений в аптекарских огородах и ликвидирована государственная заготовка лекарственного сырья внутри страны.