В двадцать седьмой трудности говорится: Среди сосудов имеется восемь таких, которые называются чудесными каналами и не связаны с двенадцатью каналами-цзин. Каковы они?

Ответ:

Имеются следующие чудесные сосуды: Ян-вэй, Инь-вэй, Ян-цзяо, Инь-цзяо, Чун, Жень, Дай, Ду*. Ни один из этих восьми сосудов не образует пару ни с одним из двенадцати каналов-цзин. Потому они и называются чудесными или необычными сосудами.

Вопрос: Если каналов-цзин двенадцать, а коллатералей-ло пятнадцать, тогда всех вместе будет двадцать семь, ци которых следует друг за другом вверх и вниз. В каком случае их ци не осуществляет связи с каналами?

Ответ:

Совершенномудрые объяснили это на примере уподобления сообщающейся системе оросительных канав, по которым следует вода, обеспечивая или не обеспечивая плодородие земель. Когда Небо посылает дождь, тогда каналы переполняются. Когда некоторое время дождь льет, как из ведра, вода начинает течь напролом. Тогда даже совершенномудрые не могут восстановить прежней схемы орошения. Подобно этому, когда ци в коллатеральных сосудах-ло переполняется, говорят, что каналы-цзин не могут восстановить своих прежних связей.

Примечания:

Иероглиф "вэй" переводится как "связывать". Иероглиф "цзяо" переводится - "стоять на цыпочках, быть проворным". "Чун" - "пробиваться насквозь, важный узел сообщения". "Жень” - "несущий, зачинающий, значимый". "Дай" - "опоясывающий". "Ду" - "контролирующий, управляющий".

Комментарии:

Чжан Шанлэй в "Объяснениях истинного" "Цзянь Чжэн” комментирует, что когда каналы переполняются, появляются чудесные каналы. Утверждение Наньцзин, что когда ло переполняются - каналы-цзин не могут восстановить своих прежних связей - предельно неясное и труднопостижимое. По-видимому, сначала каналы-цзин оказываются в переполненном состоянии, а потом уже переполняется ци и кровь.

Существование чудесных каналов! - разве не там следует искать уяснения истинного жизненного механизма. Изучение этого вопроса требует живого наблюдения, а не абстрактных рассуждений, которые не приблизят к сути вещей.