Взрослым в ребёнке надо уважать личность. Но это ни в коей мере не значит, что его следует ставить в центр внимания, потакать всем его прихотям, захваливать. Именно из таких «захваленных» малышей чаще всего вырастают трудные подростки и бесцеремонные молодые люди, склонные к переоценке своих достоинств. Эти качества не только не приятны окружающим, но и вредны самому их обладателю.

В этой связи вспоминаю характерный случай из врачебной экспертизы. Дело касается похищения легкового автомобиля группой подростков. Один из них — пятнадцатилетний Михаил К., учащийся 8-го класса.

Что же вынудило вас пойти на воровство? — спрашиваю его.

Мы ведь не по-настоящему, просто взяли на время «Жигули», поездили и бросили.

Ну, а все-таки,— настаиваю я,— почему угнали автомобиль?

Она обещала купить мотоцикл, но до сих пор это не сделала...

«Она» — это про мать, которая сидит здесь же, в коридоре, и громко плачет. Оказывается, мать ещё два года назад сулила Михаилу мотоцикл, чтобы вёл себя как следует. А сын, не получив обещанного, начал самостоятельно искать средства. Снятые с угнанного автомобиля детали предполагалось продать и вырученные деньги использовать для покупки долгожданного мотоцикла.

Конечно же, я не против подарков, но надо, что бы это действительно были подарки, а не вещи, полученные в «награду» за хорошую отметку в дневнике или послушание. Ни в коем случае нельзя потакать детям в бездумном стремлении поспешить за «криком моды», удовлетворять ложно понятое чувство престижа. Разве нужны лишние торжества по случаю дня рождения, когда «юбиляр» ещё под стол пешком ходит, а в его честь уже рекою льётся шампанское, гремят тосты? А чуть подрастёт, это уже тешит его тщеславие: вот, мол, какая я персона, в мою честь банкеты устраиваются. И нередко итог печальный: вырастет себялюбец, считающий себя «осью земли», с безотчётным стремлением отстоять свое «я» любыми средствами, вплоть до истерики. Готовых рецептов на все случаи в воспитании детей нет. Одному необходим постоянный контроль, другому — поддержка и опора, третьему — строгая требовательность и больше, как можно больше доверия. Не сразу в этом легко разобраться, но разбираться необходимо. Те, кому нынче 10-15 лет, в начале XXI века составят основу нашего общества. И не можем мы, не имеем права быть безразличными к тому, какими войдут в будущее наши дети.

Как бы ни был расстроен, недоволен, неудовлетворён жизнью машинист тепловоза или водитель пассажирского автобуса, ни тот ни другой не имеют права расслабляться, давать волю нервам или своим амбициям. Пассажиры не должны страдать за личные невзгоды того, кому они доверили свою жизнь. И это хорошо знают и помнят машинисты, лётчики и водители. И как бы хорошо было, если бы точно такое же чувство ответственности за жизнь своих детей, которые ничуть не виноваты в том, что появились на свет, не покидало бы супругов. Не сомневаюсь, что трудных детей у нас было бы значительно меньше, если бы вопрос «разводиться — не разводиться» супруги решали исходя не только из личного интереса «так мне будет лучше», а из интересов детой. Ведь норма жизни для детей, как известно,— семья, в которой рядом отец и мать. И никакими вариантами ее, эту норму семейной жизни, не заменить.