Когда-то лауреат Нобелевской премии академик И.П. Павлов, уделявший огромное внимание физическим нагрузкам, физическому стимулированию организма, был страстным пропагандистом гимнастического общества, созданного в России А.П. Чеховым и В.А. Гиляровским. Дни занятий гимнастикой он называл «днями мышечной радости», и выдающийся физиолог всерьёз утверждал, что не знает, кем бы чувствовал себя счастливее - земледельцем, истопником или учёным. Так высоко ценилось Иваном Петровичем чувство «мышечной радости».

«Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении» - эти слова написаны выдающимся мыслителем средневекового Востока Авиценной почти тысячу лет назад, но до сих пор остаются актуальными. Авиценна, называя физические упражнения универсальным средством для сохранения и укрепления здоровья, а также профилактики и лечения различных заболеваний, рекомендовал включить их в режим человека на протяжении всей его жизни. В «Каноне врачебной науки» он подчёркивал необходимость для роста и полноценного развития ребёнка «умеренного, но частого движения» и настаивал на «усилении физических занятий после шести лет».

В специальном разделе «Канона» содержится немало полезных рекомендаций и для пожилых людей. Так, учёный советовал им заниматься умеренными видами физических упражнений (ходьба, спокойный бег, гимнастические упражнения), причём указывал на осторожное, постепенное и строго дифференцированное их использование.

Николай Михайлович Амосов, один из самых страстных пропагандистов физкультуры и спорта, сам лицом к спорту повернулся довольно поздно. Впрочем, лучше всего об этом расскажет он сам:

«Наука все может, она способна все победить. Однако, кроме ее собственных достижений, ей необходима ещё помощь честных помощников. И один из них - физическая культура. Это точно. По себе знаю.

Нынче - я хорошо вижу - такой век, когда увлекаются спортом. Вначале думал - это модно. Потом понял - люди стали умнее. Изменились также условия жизни. Но сам я никогда не дружил со спортом. Только лыжи любил, а физическую культуру уважал всегда. Ещё с детства. Она, правда, имела своеобразный вид: я колол дрова, носил за несколько кварталов воду. Руки оставались тоненькими. Но в них накапливалась сила. И сердце также получало необходимый тренаж.

Позднее, уже став хирургом, я понял, как это важно, когда сердце тренированное. Видел разные сердца, и всякий раз, когда держал в своих руках сердце, способное перенести повышенные нагрузки, готов был петь от радости.

Тренированное сердце - это большое счастье. К сожалению, сам я смекнул это с некоторым опозданием. Во всяком случае, когда я задумался насчёт собственного сердца, мне уже угрожала едва ли не инвалидность. Началась аритмия. И это ещё до войны. Мне было тридцать. Вот он - первый звонок! Потом ещё обрушился на меня спондилёз - профессиональная болезнь хирурга. Это когда диски между позвонками значительно уменьшаются. Иногда доходит до того, что позвонки полностью сращиваются. От однообразной работы, от продолжительного неподвижного вертикального положения хребта. В годы войны часами не отходил от стола. Операция за операцией. Люди, искалеченные огнём и свинцом, хотели жить. Их было много. Тысячи и тысячи. Нужно было спешить. И вот спондилёз. Привет! Плохое сердце! Плохая спина! А впереди ещё столько работы! Столько неосуществленных мечтаний!

Два звонка! Это уже серьёзно. Надо приняться за самого себя. Начал искать лекарства. И нашёл. Физкультура! Она возвратила мне все - сердце, гибкость, выносливость! И главное - работоспособность. Быть может, самое дорогое из всего, чем живёт человек...

Итак, я за физкультуру голосую обеими руками. Знаю - уже не только из собственного опыта - что закаляет сердце. А оно - наше неоценимое сокровище. И поскольку такой метод может быть использован каждым, я утверждаю - сердце в наших руках. Только от нас самих зависит, как долго оно будет жить, как долго будет нам служить. Берегите его! Но не лежанием. А разумными нагрузками».

Герой Труда, первый в мире создавший и использовавший искусственные клапаны с покрытием, препятствующим образованию тромбов, Николай Михайлович Амосов - фигура многогранная, как и все талантливые люди. В Амосове-хирурге, по утверждению его коллег-медиков, живут инженер, философ, математик, биолог, кибернетик, писатель. Он неутомимый пропагандист разумного, укрепляющего здоровье режима жизни, профилактической медицины. Академик АМН В.И. Бураковский писал о нем в дни 70-летия хирурга: «Бесспорно воздействие его суждений на огромную массу людей. Кстати, воздействует он не только словом, но и личным примером: в 70 лет бодр, здоров, усиленно занимается физкультурой и много работает. Мало кто из его коллег, даже молодых, согласится состязаться с ним наперегонки».

Вот вам хрестоматийный пример, как человек сделал самого себя. Сделал, осенённый вдохновением, творчеством, глубокими медицинскими знаниями. Его трудная и счастливая судьба - всем нам наука...

Сказав эти слова, я поймал себя на мысли, что повторяю чье-то высказывание: кто-то из наших больших учёных уже благодарил академика Амосова за его глубоко обоснованные медицинские рекомендации. Кто же? Вспомнил, директор Института оптики атмосферы Томского филиала Академии наук академик Владимир Евсеевич Зуев. Он так прямо и заявил:

- Мой идеал - Николай Михайлович Амосов. Он и не ведает, как я ему обязан. Дело в том, что лет десять-пятнадцать назад, когда я защищал докторскую диссертацию, несколько сбавил свои нагрузки. Да и дома близкие убеждали меня: «Не мальчик уже, нельзя же так изнурять себя...» Я прислушался к советам... Но, к счастью, вовремя попалась мне статья Амосова, где он призывал: «Не бойтесь перегружать себя до седьмого пота!» Я торжественно зачитал статью дома супруге и вновь увеличил нагрузки до максимальных. Сейчас с гордостью могу сказать, что вбегаю на пятый этаж через ступеньку, как в студенческие годы,- и никакой одышки! Мой главный барометр - самочувствие. К медикам стараюсь не обращаться, мне кажется, не все они понимают важность максимальных нагрузок.

Академик В. Зуев выглядит лет на пятнадцать моложе своих лет. И все потому, как считает он, что дружит со спортом. Ежедневно пробегает по 6-10 километров. Кроме того, проделывает гимнастические упражнения, чтобы как следует размять поясницу - лучшее средство против радикулита. Зимой каждую субботу и воскресенье бегает на лыжах часа по 2-3. Двадцать и тридцать километров - на скорость. В обычные дни совершает прогулки на лыжах - километров по 40-50.

Куда бы ни вылетал академик В. Зуев - в Дели, Нью-Йорк, Лондон, Рим, Париж - он всегда берет с собой кроссовки, спортивную форму и обязательно бегает по утрам. Без такой зарядки он не мыслит настроя на трудовой день.

Академик В. Зуев один из тех подвижников науки, который своим практическим трудом ежедневно доказывает: сохраняя спортивную форму, учёный продлевает собственную жизнь в науке. Он вывел для себя, для личного, так сказать, пользования закон: больше двигаешься - плодотворнее трудишься.

Логично возникает вопрос: откуда же при такой нагрузке у академика берётся время на спорт?

Ответ видится таким: времени для спорта всегда достаточно у того, кто помнит: без работы мышц мозги вянут. В одной из стран социологи провели опрос общественного мнения и выяснили, что на занятия спортом современный человек тратит всего 1,2% своего свободного времени. Ровно столько же падает на посещение баров, кафе, ресторанов. Зато полное безделье съедает ни много ни мало - 7,5%. Учёные знают, что вот эти-то проценты, которые сгорают сегодня в ничегонеделании, или, как выражаются эстеты, в «расслаблении» организма, нужно и заставить поработать на свое здоровье.