Исходя из этих описаний, может показаться, что для выполнения Джаландхары достаточно сократить мышцы горла и прижать подбородок к груди. В действительности же всё обстоит не так просто. Не будем забывать, что классические трактаты Йоги можно назвать скорее шпаргалками, нежели учебниками.

Хотя Джаландхара может производиться на любой стадии дыхательного акта, мы опишем как она выполняется во время задержки с полными лёгкими:

Сделайте вдох, задержите дыхание и проглотите слюну. Обратите внимание, как по-особому сокращаются мышцы горла к концу глотательного движения; блокируйте их в этом положении, а затем установите подбородок в ярёмной ямке (впадина в верхней части грудины между ключицами).

Главное - это правильно поместить подбородок в требуемое место с тем, чтобы выполнить основное условие Джаландхары - ВЫТЯЖЕНИЕ ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ, а также идеально сжать шею. Таким образом, тремя ключевыми пунктами этой Бандхи являются следующие:

1) сжатие горла;

2) сокращение мышц шеи;

3) вытяжение шейных позвонков.

Мышцы шеи остаются сокращёнными на всём протяжении Джаландхара Бандхи. Если вы попытаетесь в таком положении сделать вдох или выдох, то обнаружите, что это невозможно, и что Джаландхара Бандха действительно «запечатывает» дыхание в грудной клетке. Впрочем, невозможность произвести вдох является в то же время и тестом на правильность выполнения.

В некоторых упражнениях Джаландхара Бандха удерживается также во время вдоха или выдоха. В этом случае необходимо несколько ослабить её и отпустить голосовую щель с тем, чтобы дать возможность пройти через неё некоторому количеству воздуха, в результате чего там возникнет звук характерный для Уджджайи.

Когда применять Джаландхара Бандху

Как уже говорилось, Джаландхарой может сопровождаться любая фаза Пранаямы, но, напомним ещё раз, она С НЕОБХОДИМОСТЬЮ СОПРОВОЖДАЕТ ВСЯКУЮ СКОЛЬКО-НИБУДЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНУЮ ЗАДЕРЖКУ ДЫХАНИЯ.

Джаландхара, практикуемая с Мула и Уддияна Бандхами, составляет Бандха Трайю или «тройную Бандху».

Зачем нужна Джаландхара

С йогической точки зрения Джаландхара Бандха изменяет пранический поток в шестнадцати жизненных центрах (здесь мы не будем указывать их названия). Она направляет прану к центрам, расположенным недалеко от основания позвоночника; мы поговорим об этом, когда будем рассматривать Чакры.

А пока что мы обоснуем необходимость практики Джаландхары с физиологической точки зрения. Она необходима по следующим причинам:

1) «ЗАПЕЧАТЫВАНИЕ» ВОЗДУХА В ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ. Во время задержки дыхания на полные лёгкие воздух можно запечатать попросту зажав нос, - держа голову прямо и не блокируя голосовую щель. Попробуйте сделать это и посмотрите, что произойдёт (при однократном выполнении в экспериментальных целях это совершенно не опасно). Позволив воздуху оказывать давление на все части дыхательного аппарата, - от грудной клетки вплоть до ноздрей, - вы почувствуете особое давление а ушах, что не должно удивлять вас, ведь нос, горло и уши соединены, взаимосвязаны. В практике Пранаямы следует избегать того, чтобы давление воздуха ощущалось выше голосовой щели, в особенности, в евстахиевых трубах. Впрочем, это чисто формальный запрет.

Если не наклонять голову вперёд, то дыхание можно блокировать одним только сокращением горла и голосовой щели. Этого вполне достаточно для коротких задержек дыхания; для более же продолжительных,необходима Джаландхара, которая является идеальным и самым надёжным средством для запечатывания грудной клетки.

2) ДЕЙСТВИЕ, ОКАЗЫВАЕМОЕ НА СЕРДЦЕ. Во время задержек дыхания не должно учащаться биение сердца. Напротив, оно должно несколько замедлиться; при этом устанавливается мощный и спокойный ритм.

Для того, чтобы уяснить, каким образом Джаландхара Бандха регулирует сердечную деятельность, необходимо иметь ясное представление о стратегической значимости области шеи, содержащей в себе впечатляющее количество артерий, вен и нервных центров, а также щитовидную железу, о которой мы поговорим ниже.

Исчерпывающее рассмотрение этой темы потребовало бы не одной статьи. Поэтому мы рассмотрим лишь основные её моменты.

Всем известно, что через шею проходит сонная артерия, которая представляет собой наиболее важный кровеносный сосуд, обеспечивающий кровью мозг. В действительности же по обеим сторонам шеи проходит по три сонных артерии - ответвлений основной артерии.

В шее материнская артерия раздваивается, образуя каротидный синус, имеющий очень тонкие стенки, что делает его чрезвычайно чувствительным к любому давлению («нажиманию»). Нажимая на шею в этом месте можно в значительной степени изменять активность мозга, а также состояние сознания. Шива Самхита (5.53) описывает очень опасную технику, которая может выполняться лишь под непосредственным наблюдением опытного Гуру. Мы цитируем этот текст с тем, чтобы показать, что древнеиндийским Йогинам было известно психофизиологическое воздействие Джаландхара Бандхи:

Джняна Мудра или Жест Посвящённого представляет собой символический жест, сопровождающий медитацию и некоторые виды Пранаямы. Этот жест заключается в следующем: ладонь обращается к небу, пальцы вытянуты. Затем указательный палец сгибается, чтобы встретиться с большим, а большой идёт ему навстречу.

Ноготь указательного пальца помещается посредине большого, в складке между фалангами. Средний, безымянный и мизинец вытянуты и прижаты друг к другу. Соединение большого и указательного пальцев имеет символическое значение.

Большой палец символизирует Я - сущность человека, проявляющуюся в индивидуальной форме. Большой палец присущ лишь человеку, у животных его нет. Даже у обезьян он не противостоит другим пальцам. Это противостояние и сделало из лапы руку, - творческий орган, способный преобразовать костную материю, вселить в неё дух. Лишённые помощи большого пальца, остальные пальцы были бы не в состоянии выполнять тонкую работу. Большой палец противостоит остальным, но всегда готов объединиться с ними в работе.

Отредактировано Admin2 (2018-02-02 17:56:47)